воскресенье, 4 ноября 2007 г.

FIAC - ярмарка современного искусства

La FIAC 2007

Очередная, 34-ая ярмарка FIAC (международная ярмарка современного искусства) завершилась 22 октября в Париже. В этом году устроители добились переноса места действия этого самого значительного мероприятия современного искусства во Франции с периферии города в самое сердце Парижа. FIAC таким образом расположился в Гран Пале (Grand Palais) на Елисейских полях и Квадратном дворе Лувра. Обе экспозиции соединенили шатры Орекспо – крытые павильоны, где выставлялись не попавшие на FIAC галереи, а также инсталляции современных художников в саду Тюильри, плавно подводящие посетителя ко второй и завершающей части экспозиции - Квадратному двору Лувра. Таким образом весь центр Парижа, от Елисейских полей и Площади Согласия вплоть до Лувра должен был представлять последние достижения современного искусства.

В Гран Пале разместились маститые французские, европейские и американские галереи, а так же московская галерея XL, привлекавшая внимание посетителей монументальным пейзажем знаменитого тандема Дубосарского и Виноградова. Лувр же был отдан молодым галереям, среди которых почему-то оказались галереи Айдан и Марата Гельмана.

Кроме французов на FIAC приехали галереи из Англии, Швейцарии, Дании, Германии, Соединенных Штатов, Португалии и даже из Мексики. Организаторы стремились насколько возможно уравновесить французских и иностранных участников, добившись процентного соотношения 60% местных к 40% иностранным.

Помимо галерей актуального искусства на ярмарку были приглашены и те, кто занимается художниками ХХ века, например, парижская Галерея 1900-2000, устроившая за время своего существования более 150 выставок работ Танги, Пикабиа и Дали, или же галерея молодого, но знающего специалиста Кристофа Ван де Веге (Van de Wheghe) из Нью-Йорка. Он, кстати, выучился ремеслу галериста у известного с недавних пор в России Ларри Гагосяна, привезшего свою коллекцию современного искусства в Барвиху. Галерея Ван де Веге представила серию небольших, но красивых графических работ Пикассо 1930-х годов, полотно Баскиа и работу Энди Уорхола. Живопись парижской школы и среди них русских художников этого течения показала галерея Zlotowski из парижского квартала Сен Жермен.



Несмотря на обширные площади Гран Пале и Квадратного двора Лувра, ярмарка еле вмещала посетителей. Причем во время работы ярмарки посетителей и покупателей было значительно больше, чем на открытии.

Уставшая, но окрыленная неожиданно успешными продажами владелица процветающей парижской галереи современного искусства GP&N Vallois, Натали Валлуа, перекрикивая шум посетителей стенда, рассказала, что за 17 лет участия на FIAC она впервые видит такой ажиотаж среди коллекционеров: «Проданы почти все работы. Мы ждали успеха, но не такого, чтобы продать все произведения со стенда еще до окончания ярмарки». Галерея Валлуа показала инсталляцию Ричарда Джексона – медведь с головой в виде банки пива Beer Head Bear, 2006, видео Бориса Ашура, работы Алана Бубле и Майка Буше.


Центральная и, пожалуй, самая яркая и самая американская по стилю работы галерея Жером де Нуармон/Jérôme de Noirmont, выставила своих постоянных художников, в числе которых Беттина Реймс, Пьер и Жиль – на стенде их «Двойной Автопортрет», - и вот теперь огромную скульптуру Silver Back Дэвида Мача, только что открывшего выставку своих скульптур из бисера в помещении галереи на авеню Матиньон. Silver Back - это не что иное, как мастерски сделанная из сотен вешалок для одежды огромная горилла. Скульптура, по словам совладелицы галереи Эманюэль де Нуармон, едва успевавшей отвечать на вопросы посетителей стенда и беспрерывные звонки мобильного, была продана на FIAC за €250 тыс.
Другая парижская галерея первого эшелона – Yvon Lambert, недавно открывшаяся еще и в Нью-Йорке, продемонстрировала свой уровень, выставив картину Тома Вессельмана Sneakers and Purple Panties, 1981года, за $1,65 млн. плюс НДС.
Не бывает ярмарки современного искусства без громких имен. Так, европейская галерея Karsten Greve привезла работу Луизы Буржуа The Couple, за €1, 2 млн., а парижская галерея Lahumière порадовала посетителей картинами классика Вазарели, за €150 тыс. Сразу несколько французских галерей показали работы Софи Каль, художницы, представлявшей Францию на Венецианской Биеннале. На FIAC можно было увидеть ее работы из серии Prenez soin de vous («Позаботьтесь о себе»).

Что показательно, цены на FIAC были рассчитаны и на самый скромный, и на самый толстый кошелек. Начинающий коллекционер, желавший непременно приобщиться к современному искусству, мог купить за 12 евро на стенде галереи La Blanchisserie из парижского предместья Булонь виниловый диск Das König Kameha Experiment французского художника Арно Магэ – самое дешевое произведение на ярмарке.

Галеристка Клодин Папийон из модного квартала Марэ продавала произведения молодых и талантливых, но мало известных французских авторов. Она с удовлетворением взирала на публику, привлеченную красной паутинкой в углу белоснежного стенда – типично французской вещью под названием Incrustation, ушедшей за €3 500. Вообще, скромные цены от €1000 до €1500 можно было скорее встретить в Квадратном дворе Лувра, где расположились молодые галереи.

Знающие коллекционеры могли приобрести и приобретали бронзовых «Микимаусов Камасутра» Александра Косолапова в галерее Марата Гельмана за €4 000, или же Artist’s Diary в исполнении «Синих носов» за €6 000.


Русских художников представляли не только московские галереи. Например, Туринская галерея Marco Noire выставила «Последнее восстание» (цветная печать на холсте) группы АЕС+Ф – из проекта, представленного ими в этом году на Венецианской Биеннале, – всего за €10 тыс.

Если говорить о современных русских художниках, нельзя не упомянуть о щвейцарско-немецкой галерее Arndt&Partner, отдавшей практически весь свой стенд произведениям Эрика Булатова с монументальной работой «Поезд-Поезд» в центре экспозиции


И конечно, какой праздник без призов – ведь FIAC это не просто бизнес, а многолюдная веселая тусовка. Три года назад здесь учредили «приз Марселя Дюшана» в номинации one man show – для художников, представляющих свои работы без посредничества какой бы то ни было галереи. Номинантов было четверо, и в итоге приз получила молодая, но уже успевшая многое сделать Татьяна Труве за композицию Rock из камня и бронзовых замков – вероятно, дань французскому мэтру ХХ века Сезару.

По словам владельца галереи из Монако С. Амини, благодаря своей пестроте и международному составу FIAC дает профессионалам возможность понять общее настроение на рынке, проверить политику цен, сравнив их с ценами в галереях из Нью-Йорка или Лондона. А главное достоинство этой ярмарки, которое отмечали и галеристы и сами художники – это ее демократичность. Если двадцать лет назад на ней выставляли работы Бэкона и Пикассо, которые кроме FIAC можно было встретить разве что в музее, то сейчас недоступные простому смертному корифеи соседствуют с молодыми и неизвестными художниками, и каждый посетитель может выбрать произведение по себе. Интересно и то, что российское современное искусство представляют не только московские галереи, но и западные, что говорит о его безусловном качестве и европейском признании. Особенно это приятно в связи с объявленным годом России во Франции, начавшимся скандально известным, но прошедшим «на ура» вернисажем «Соц-арта» в Мезон Руж, а также показом видеоинсталляций молодых российских художников в Бутике Луи Виттон на Елисейских полях и маленькими выставками-спутниками, которые открылись в разных кварталах Парижа.




Комментариев нет: