В Гран Пале разместились маститые французские, европейские и американские галереи, а так же московская галерея XL, привлекавшая внимание посетителей монументальным пейзажем знаменитого тандема Дубосарского и Виноградова. Лувр же был отдан молодым галереям, среди которых почему-то оказались галереи Айдан и Марата Гельмана.
Кроме французов на FIAC приехали галереи из Англии, Швейцарии, Дании, Германии, Соединенных Штатов, Португалии и даже из Мексики. Организаторы стремились насколько возможно уравновесить французских и иностранных участников, добившись процентного соотношения 60% местных к 40% иностранным.
Помимо галерей актуального искусства на ярмарку были приглашены и те, кто занимается художниками ХХ века, например, парижская Галерея 1900-2000, устроившая за время своего существования более 150 выставок работ Танги, Пикабиа и Дали, или же галерея молодого, но знающего специалиста Кристофа Ван де Веге (Van de Wheghe) из Нью-Йорка. Он, кстати, выучился ремеслу галериста у известного с недавних пор в России Ларри Гагосяна, привезшего свою коллекцию современного искусства в Барвиху. Галерея Ван де Веге представила серию небольших, но красивых графических работ Пикассо 1930-х годов, полотно Баскиа и работу Энди Уорхола. Живопись парижской школы и среди них русских художников этого течения показала галерея Zlotowski из парижского квартала Сен Жермен.

Уставшая, но окрыленная неожиданно успешными продажами владелица процветающей парижской галереи современного искусства GP&N Vallois, Натали Валлуа, перекрикивая шум посетителей стенда, рассказала, что за 17 лет участия на FIAC она впервые видит такой ажиотаж среди коллекционеров: «Проданы почти все работы. Мы ждали успеха, но не такого, чтобы продать все произведения со стенда еще до окончания ярмарки». Галерея Валлуа показала инсталляцию Ричарда Джексона – медведь с головой в виде банки пива Beer Head Bear, 2006, видео Бориса Ашура, работы Алана Бубле и Майка Буше.

Центральная и, пожалуй, самая яркая и самая американская по стилю работы галерея Жером де Нуармон/Jérôme de Noirmont, выставила своих постоянных художников, в числе которых Беттина Реймс, Пьер и Жиль – на стенде их «Двойной Автопортрет», - и вот теперь огромную скульптуру Silver Back Дэвида Мача, только что открывшего выставку своих скульптур из бисера в помещении галереи на авеню Матиньон. Silver Back - это не что иное, как мастерски сделанная из сотен вешалок для одежды огромная горилла. Скульптура, по словам совладелицы галереи Эманюэль де Нуармон, едва успевавшей отвечать на вопросы посетителей стенда и беспрерывные звонки мобильного, была продана на FIAC за €250 тыс.


Что показательно, цены на FIAC были рассчитаны и на самый скромный, и на самый толстый кошелек. Начинающий коллекционер, желавший непременно приобщиться к современному искусству, мог купить за 12 евро на стенде галереи La Blanchisserie из парижского предместья Булонь виниловый диск Das König Kameha Experiment французского художника Арно Магэ – самое дешевое произведение на ярмарке.
Галеристка Клодин Папийон из модного квартала Марэ продавала произведения молодых и талантливых, но мало известных французских авторов. Она с удовлетворением взирала на публику, привлеченную красной паутинкой в углу белоснежного стенда – типично французской вещью под названием Incrustation, ушедшей за €3 500. Вообще, скромные цены от €1000 до €1500 можно было скорее встретить в Квадратном дворе Лувра, где расположились молодые галереи.
Знающие коллекционеры могли приобрести и приобретали бронзовых «Микимаусов Камасутра» Александра Косолапова в галерее Марата Гельмана за €4 000, или же Artist’s Diary в исполнении «Синих носов» за €6 000.

Русских художников представляли не только московские галереи. Например, Туринская галерея Marco Noire выставила «Последнее восстание» (цветная печать на холсте) группы АЕС+Ф – из проекта, представленного ими в этом году на Венецианской Биеннале, – всего за €10 тыс.


И конечно, какой праздник без призов – ведь FIAC это не просто бизнес, а многолюдная веселая тусовка. Три года назад здесь учредили «приз Марселя Дюшана» в номинации one man show – для художников, представляющих свои работы без посредничества какой бы то ни было галереи. Номинантов было четверо, и в итоге приз получила молодая, но уже успевшая многое сделать Татьяна Труве за композицию Rock из камня и бронзовых замков – вероятно, дань французскому мэтру ХХ века Сезару.
По словам владельца галереи из Монако С. Амини, благодаря своей пестроте и международному составу FIAC дает профессионалам возможность понять общее настроение на рынке, проверить политику цен, сравнив их с ценами в галереях из Нью-Йорка или Лондона. А главное достоинство этой ярмарки, которое отмечали и галеристы и сами художники – это ее демократичность. Если двадцать лет назад на ней выставляли работы Бэкона и Пикассо, которые кроме FIAC можно было встретить разве что в музее, то сейчас недоступные простому смертному корифеи соседствуют с молодыми и неизвестными художниками, и каждый посетитель может выбрать произведение по себе. Интересно и то, что российское современное искусство представляют не только московские галереи, но и западные, что говорит о его безусловном качестве и европейском признании. Особенно это приятно в связи с объявленным годом России во Франции, начавшимся скандально известным, но прошедшим «на ура» вернисажем «Соц-арта» в Мезон Руж, а также показом видеоинсталляций молодых российских художников в Бутике Луи Виттон на Елисейских полях и маленькими выставками-спутниками, которые открылись в разных кварталах Парижа.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий