Арт-рынок | |
Нередко именно такие, менее раскрученные, но хорошо известные в кругу профессионалов аукционные дома становятся источником достойных и недооцененных вещей. Фактически, эти торги особенно интересны для специалистов, которые умеют разглядеть низко оцененный шедевр в массе второстепенных и таких же недорогих работ. Но не нужно забывать, что, делая покупки на небольших торгах, следует особенно внимательно прислушиваться к советам экспертов и обращать пристальное внимание на провенанс работ.
30 ноября немецкий аукционный дом Villa Grisebach провел торги живописи модернистов. В пеструю компанию Маке, Бекмана и Нольде попал русский экспрессионист, рано эмигрировавший в Германию, – Алексей фон Явленский (художник перебрался в Мюнхен еще в 1896). Его летний пейзаж со снопами хлеба был оценен в 200–300 тыс. EUR и ушел за 511,7 тыс. EUR . Работ Явленского на рынке достаточно много, в том числе очень качественных, и его яркая, насыщенная живопись продается очень успешно. Так, на вечернем аукционе живописи импрессионистов и модернистов, прошедшем в Нью-Йорке 6 ноября 2007 года, «Испанка с закрытыми глазами» ушла за 2 млн. EUR, а «Портрет девушки с косой» за 3,2 млн. EUR.
По словам специалиста Villa Grisebach по искусству XX века Даниэля фон Шаки, полото происходит из частного южно-германского собрания. «Летний пейзаж. Снопы хлеба» присутствует в каталоге raisonne и, начиная с 1950-х годов, несколько раз выставлялось в Германии. «Учитывая красоту и важность работы, интерес к ней со стороны покупателей вполне оправдан», - продолжает г-н фон Шаки.
Пока что Villa Grisebach выставляет только одного художника с русской фамилией, который к тому же в большей степени принадлежит немецкой изобразительной традиции. Гораздо свободнее в отношениях с русским искусством чувствует себя швейцарский аукционный дом Koller. Совсем недавно, 11 ноября 2007 года, он уже устраивал специализированные русские торги, на которых в частности была представлена группа работ из коллекции Георгия Костаки. Успехом пользовался Краснопевцев и Оскар Рабин, чьи работы были проданы за 66,7 тыс. EUR и 33,4 тыс. EUR соответственно.
7 декабря Koller проводит торги живописи модернистов, в которые будет включено порядка 10-15 работ русских художников. Некоторые, правда, с трудом подходят под определение «модернисты». Среди них, например, Константин Горбатов, участник выставок передвижников и «Товарищества независимых» в Петербурге. На торги выставлен морской пейзаж, написанный в прибрежном итальянском городке Киоджиа во время одного из визитов художника в Италию – в 1912 он работал в Риме, а в 1920-е по приглашению Горького жил на Капри. Лот оценивается в 30-42 тыс. EUR
Константин Горбатов «Киоджиа», холст, масло, 49,5 x 64 cм
Русский авангард представит Наталья Гончарова. Напомним, что только что ее «Колокольчики» были проданы на Sotheby’s за $6,3 млн. Однако вместо предполагавшихся трех лотов, на торгах Koller появится только один - небольшой натюрморт «Белые розы в вазе» из частной швейцарской коллекции (эстимейт 15-21 тыс. EUR). Два других лота с более внушительными эстимейтами сняты с торгов, что, к сожалению, случалось и раньше с работами Гончаровой.
Наталья Гончарова, «Белые розы в вазе», ок.1930, бумага, гуашь, 31.5 x 24.5 cм
Среди русских топ-лотов Koller работа Ланского «Просветление», 1969, подлинность которой подтвердил главный эксперт Друо Андре Шелер, «Материнство» Николая Тархова (эстимейт 72- 33 тыс. EUR) с надежным провенансом (первый владелец картину купил прямо в мастерской художника) и «Зима II» из цикла «Вариации» Алексея фон Явленского (эстимейт 94-125 тыс. EUR). По сравнению с летним пейзажем, выставленным на торгах Villa Grisebach, работа Koller более поздняя и стилистически характерная. Она написана в 1916, в разгар I Мировой войны, из-за которой художник был вынужден покинуть Германию и переехать в Швейцарию.
Николай Тархов, «Материнство», холст, масло, 101 x 81 cм
7 декабря пройдут торги живописи и изделий из серебра польского аукционного дома Agra-Art. Главным хитом торгов обещает стать масштабное полотно Генриха Семирадского на излюбленную тему большинства русских академических живописцев конца XIX века - «Ночь в Помпее». Полотно было очень популярно при жизни художника, много раз выставлялось, репродуцировалось, и, наконец, было опубликовано в художественном каталоге Федора Булгакова – тогда это было почетно для художника, а сегодня является своего рода знаком качества для коллекционеров русского искусства XIX века. Найти работу с таким провенансом – большая удача для аукционного дома и, скорее всего, поклонники классической русской живописи ее оценят. Начальная цена - 720 тыс. EUR. К слову, на вечерних русских торгах Sotheby’s 26 ноября 2007 года довольно успешно продались другая картина мастера - «Гонители христиан у входа в катакомбы». При эстимейте 250-350 тыс. GBP, она ушла за 412,5 тыс. GBP. (589 тыс. EUR)
Генрих Семирадский, «Ночь в Помпее», 1881, холст, масло, 90 x 145.5 cм
Специализированные русские торги проводят датский аукцион Bruun Rasmussen (3-4 декабря), немецкий Hampel (7 декабря) и французский Tajan (20 декабря).
Датский аукционный дом Bruun Rasmussen занимает десятое место в мире по объему продаж, однако русское искусство здесь не является приоритетным направлением. Первые специальные русские торги прошли здесь только в декабре 2006 года. И это вполне объяснимо – ведь Россия гораздо теснее связана с Финляндией и Швецией. При этом, что касается Швеции, оживление русского отдела главного аукционного дома страны Stockholms Auktionsverk во многом личная заслуга Ивана Самарина, эксперта по русскому искусству. По словам представителя аукционного дома Bruun Rasmussen Татьяны Хейккила, оживление интереса датчан к русскому искусству связано, скорее всего, с прошлогодним перезахоронением принцессы Дагмар, более известной в России как императрица Мария Федоровна.
Большие надежды Bruun Rasmussen возлагает на натюрморт Леонида Пастернака «Розовые розы», 1916. Отец знаменитого русского поэта и писателя в молодые годы учился у Шишкина. После того, как его работа «Письмо из дому» была куплена Третьяковым в коллекцию галереи, начинающий художник решает бросить медицину и юриспруденцию, перебраться в Москву и целиком посвятить себя искусству. Он выставляется с передвижниками, а позже сходится с мирискуссниками.
Сегодня работы Пастернака чаще всего появляются на шведском Stockholms Auktionsverk, и даже «Розовые розы» в 1982 году уже побывали на торгах в Стокгольме. Цены на живопись Пастернака редко превышают 100-150 тыс. EUR, и «Розовые розы» не исключение – их эстимейт 80,5-105 тыс. EUR
Среди топ-лотов – «Портрет русского мужика в ушанке» работы Ильи Репина (эстимейт 13,5-20 тыс. EUR), «Зимний пейзаж на закате» Юлиуса Клевера (эстимейт 27-40,5 тыс. EUR), «Натюрморт в красных тонах» Игоря Грабаря (эстимейт 20-27 тыс. EUR), наконец, «Животные» Павла Филонова (эстимейт 27-33,5 EUR). Также появится небольшая коллекция работ Александра Яковлева из собрания шведского ученого Ларса Северинсона, который покупал его в Москве и Петербурге во время работы над своим научным проектом.
Алексей фон Явленский, «Вариации: Зима II», 1916, №73, холст, масло, 37,2 x 26,8 cм
В отдельный дневной сейл Bruun Rasmussen выделил коллекцию работ Великой княгини Ольги Романовой. Сестра последнего русского царя, как и все дети из императорской семьи, получила самое разностороннее образование, в котором рисунок и живопись занимали далеко не последнее место. Среди учителей Ольги числится классик русской салонной живописи Константин Маковский (сегодня его работы все чаще появляются на торгах русского искусства, а во время русской недели в Лондоне были среди топ-лотов Sotheby’s и MacDougall’s). Впоследствии ее пейзажи и зарисовки покупали монаршие персоны всей Европы, несколько работ хранилось также в коллекции барона Ротшильда, Сесил Битон и семьи Черчиллей.
Конечно, работы княгини скорее интересны как свидетельства человека, пережившего революцию и гонения. Пройдя по обычному для большинства эмигрантов пути Турция-Югославия-Европа, Ольга с семьей сначала обосновалась у родственников в Дании, а затем была вынуждена уехать в Канаду. Частное собрание дает полное представление о ее творчестве – пейзажи и зарисовки из стран, в которых она побывала, натюрморты, а также портреты членов царской семьи. Стоят эти работы от 500 до 6 тыс. EUR. Самый дорогой лот – портрет мужа княгини оценен в 13,5-20 тыс. EUR, а тетрадь с набросками и рисунками – 67 тыс. EUR.
Наталья Гончарова, «Раввин с курицей», холст, масло, 71 х 53 см;
«Акт», 1906-1909, холст, масло, 92 х 59 см
Доморощенный немецкий Hampel уже не первый раз проводит русские торги. Долгое время Hampel делал ставку на традиционную русскую живопись 19 – начала 20 вв. Но, учитывая символическую ценовую победу авангарда над классиками, аукционный дом стал все чаще и все в больших количествах включать в торги такие имена, как Гончарова, Экстер, Попова, Розанова и другие. Именно они представлены в качестве топ-лотов грядущего аукциона.
Главные надежды возлагаются на Гончарову – кажется, популярность художницы растет с каждым днем и едва ли претендующие на авторитетность торги могут обойтись без ее работ. К слову, Hampel представит сразу четыре ее вещи, и с более чем достойным провенансом. «Раввин с курицей», например, удостоен сразу трех положительных экспертных мнений – Третьяковки, госпожи Дениз Базету, ответственной за составления каталога raisonne, и доктора Энтони Партона, автора многочисленных публикаций о русском искусстве начала ХХ века. В скором времени «Раввин с курицей» появится и в монографии Глеба Поспелова о Гончаровой и Ларионове. Лот оценивается в 800 тыс. – 1 млн. EUR. Кроме того, на торгах появятся еще три работы художницы: «Акт» (эстимейт 200-400 тыс. EUR), «Швея» (80-100 тыс. EUR) и «Война» (80-100 тыс. EUR).
Любовь Попова «Композиция с полумесяцем», холст, масло, 81 х 65;
«Кубистический акт», 1913, картон, масло, 81 х 65
Надежным кажется провенанс двух масляных работ Любови Поповой. «Композиция с полумесяцем» и «Кубистический акт» оцениваются в 180-200 тыс. EUR). Первая происходит из коллекции Барона Ричарда фон Радека, вторая с 1974 г. находится в частном собрании и встречается в литературе о художнице.
Конечно, не обойдется и без нескольких пейзажей Айвазовского (эстимейт 65-70 тыс. EUR), новогодней работы Константина Коровина («С Новым Годом», эстимейт 250-300 тыс. EUR), работ Григорьева («Портрет масльчика», эстимейт 200-300 тыс. EUR)
Ганс Христиан Андерсен «Свинопас», иллюстрации Мстислава Добужинского, 1922, издание Гржебина
Французский Tajan проводит пусть и не слишком громкие, но достаточно регулярные специальные русские торги. 20 декабря основной упор будет сделан на книги, проиллюстрированные русскими художниками конца XIX – начала XX века, изделия из серебра и ордена, в связи с чем и цены на аукционе более чем умеренные. Например, знакомая всем с детства книга Андерсена «Свинопас» с рисунками Мстислава Добужинского стоит всего 300-400 EUR. Она вышла в свет 1922 году в издательском доме известного мецената и публициста Зиновия Гржебина.
www.art-times.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий