четверг, 25 октября 2007 г.

Vik Muniz



Вик Мюнис, США (Vik Muniz, USA, 1961)
“Русский проект” в Галерее Гари Татинцяна
31 октября 2007 – 15 января 2008

Вопрос о том, является ли фотография искусством, уже давно получил утвердительный ответ. Одним из тех, кто сегодня своим творчеством подтверждает эту аксиому, является американский художник Вик Мюнис (Vik Muniz, 1961).
Уже более десяти лет американец бразильского происхождения интригует мир своими творениями, поражающих разнообразием техник, подходов, способов интерпретации окружающей нас действительности. Мировая история искусства для него – не застывшее прошлое, а постоянный источник вдохновения и творческой фантазии, отправной пункт для коммуникаций с современниками.
Включению данного конкретного художника в галерейную программу всегда предшествует длительный период наблюдения, анализа, селекции. Почему мы остановили свой выбор на этом имени? Почему именно Вик Мюнис сегодня может быть особенно интересен для нашей публики?
Для этого есть ряд оснований. Работы Мюниса реанимируют интерес к истории живописи, причём очень естественным способом, без тени назидания и нравоучительства. Отталкиваясь от шедевральных работ мастеров прошлого, современный художник воплощает их в настолько обыденных современных материалах, что напрочь стираются вековые дистанции, работы перестают быть только музейными ценностями и вызывают живой интерес самой юной аудитории.
Молодое поколение сейчас все меньше обращается к “ненасущному” (по их мнению) опыту прошлого. Они “зажаты” в тиски новых технологий и современных средств mass media. Им не до походов в музеи классического искусства. Мюнис стремится исправить эту ошибку, утверждая, что для понимания современности необходимо обращение к традиции.
Его работы полностью вписываются в постмодернистский концепт современности. Налицо, например, восприятие всего происходящего как многоуровневого текста, т.н. “картинка в картинке” (то, что интересовало Мюниса с самого начала: см. “Два гвоздя” 1987).
Творчество Мюниса интерактивно. Кроме эстетического эффекта его работы еще и провоцируют (в хорошем смысле слова) вопрос, из чего и как это сделано, превращая зрителя в соучастника, сотворца. Очень редко в искусстве этот эффект имеет такое концентрированное воплощение. После первоначального узнавания наступает момент, когда зритель понимает, что перед ним отнюдь не то, что казалось на первый взгляд. Иллюзии, провоцируемые художником и ставшие элементом его фирменного стиля, принесли ему мировую известность и признание.
Журнал “Time” назвал его одним из художников-лидеров нового тысячелетия, а New York Times рекомендовала его работы в качестве надёжного антидепрессанта, называя их “идеей, завёрнутой в оболочку из юмора и сюрприза”.
“Я всегда воспринимаю юмор очень серьёзно”, - говорит сам художник. Именно чувство юмора и определённые визуальные ухищрения лежат в основе нашей оценки предмета искусства. Это они рождают в нас тот отклик, который заставляет нас либо задержаться перед работой чуть дольше, либо пройти мимо. И с того момента, как вам удастся “зацепить” зрителя, вы можете себе позволить предъявить ему свою глубину и эрудированность”.
Работы Мюниса, воспринимаемые на поверхностном уровне как остроумные двусмысленности, затем поднимают целый комплекс вопросов о том, как идёт процесс восприятия визуальной информации; как она презентуется и как интерпретируется. Для Мюниса характерно постоянное перевоплощение, переключение с одной роли на другую: он то художник, то скульптор, затем просто мастеровой, потом фотограф, концептуалист, шутник, и, наконец, критик.
Творчество Мюниса – это настоящая энциклопедия сознания современного художника, заглянув в которую можно сделать для себя массу полезных открытий, и ещё один важный шаг к пониманию и оценке искусства.
Вик Мюнис буквально на глазах становится одним из мэтров современного искусства. С февраля по май 2007 прошла его персональная выставка в P.S.1 в Нью-Йорке - одном из подразделений MoMA - Museum of Modern Art (NY). Для художника - это всегда знаковый момент. Начиная с 2001 года для Мюниса стала стандартной ситуация, когда его ретроспективные выставки “кочуют” ежегодно по 5-6 музеям в разных странах мира. Он – участник Венецианской Биеннале, приглашённый профессор ряда университетов. Его работы – в постоянных коллекциях самых авторитетных мировых музеев, среди которых:

The Metropolitan Museum of Art, New York
The Solomon R. Guggenheim Museum. New York, NY
The Museum of Modern Art, New York
The Tate Gallery, London, UK
The Whitney Museum of American Art, New York
The Victoria and Albert Museum, London

На наш взгляд, было бы очень правильно и интересно показать творчество этого художника и в Москве, претендующей на статус одной из мировых культурных столиц и ускоренными темпами продвигающейся к этой цели.

В Галерее Гари Татинцяна будет представлен “Русский проект” Вика Мюниса, идея которого родилась в творческом тандеме Галереи и художника, сотрудничающих уже не один год.
Основной концепт проекта – показать интерпретацию истории русского художественного творчества глазами выдающегося современного западного художника. Ему было предложено сделать работы по мотивам наиболее значимых произведений русского искусства. Право окончательного выбора конкретных работ из всего массива самых известных канонических вещей, начиная от иконы и до русского авангарда, было предоставлено художнику. В результате Вик Мюнис создал 10 работ, отдав предпочтение следующим “иконам” русской культуры:

1. Малевич К. Супрематизм (SUPREMUS №56), 1916. Холст, масло. 80.5x71 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
2. Малевич К. Супрематизм (С восемью прямоугольниками), 1915. Холст, масло. 57.5x48.5
см. Стеделик музеум (Stedelijk Museum), Амстердам.
3. Малевич К. “Белое на белом”, 1918. Холст, масло. 78.7x78.7 см.
Музей современного искусства, Нью-Йорк.
4. Родченко А. Обложка книги В.Маяковского "Разговор с фининспектором о поэзии".
Тифлис, 1926.
5. Родченко А. Оформление обложки книги Маяковского В.В. ПРО ЭТО. 1923год,
6. Родченко А. Рекламный плакат для Резинотреста (Соски). 1923.
7. Родченко А. Рекламный плакат. Ленгиз. 1925.
8. Машков И. Мальчик в расписной рубашке, 1909. Холст, масло. 119,5 x 80 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
9. Врубель М. А. Врубель. Демон сидящий. 
Масло. 1890.
Государственная Третьяковская Галерея.
10.Верещагин В.В. Апофеоз войны. 1871. Холст, масло. 127 × 197.
Государственная Третьяковская Галерея.
Из десяти работ:
- шесть будут представлены Вик Мюнисом в пигментной технике (Pictures of Pigments): 3 работы по К.Малевичу, а также по Машкову, Врубелю и Верещагину;
- четыре работы – по А.Родченко – будут созданы художником в технике Gordian Puzzles.

Уверены, что этот проект вызовет огромное внимание и интерес, и будет очень важен и с просветительской точки зрения. Такая необычная интерпретация работ наших талантливых художников спровоцирует всплеск интереса к их творчеству со стороны молодёжи. Эта серия также наглядно покажет нашим начинающим художникам и фотографам подход к созданию произведения искусства и технологию мышления профессионала.

Открытие выставки состоится 31 октября 2007 года с 18.00 до 21:00 в Галерее Гари Татинцяна. Вход свободный.

Комментариев нет: