воскресенье, 16 декабря 2007 г.

«Твой разум – это пожирающий тебя кошмар. Теперь жри ты…»


Черепа, черви, трупы – и другие прелести на выставке в «Триумфе»


Сон разума рождал чудовищ во времена Гойи. В эпоху развитого капитализма, по мнению братьев Чепмен, разум вечно бодрствует. Но чудовища не исчезают, а наоборот становятся еще более конкретными и осязаемыми, правда, от этого не менее отвратительными. Только это больше не пугает зрителя, как во времена Босха и Гойи, наследниками которых называют британских художников Джейка и Диноc Чепмен. Зритель на их выставках вообще не понимает, что он должен чувствовать. Этого и добиваются художники-провокаторы, ведь в основе их творческого метода сочетание несочетаемого – ужаса и убийственной иронии. Они работают над своими произведениями с ювелирной заботливостью, раскрашивая каждый трупик, выписывая каждый след проказы на лицах своих героев.

Братья Чепмен, члены (здесь особенно уместно это слово, если вспомнить их фирменный прием - награждать своих героев пенисом вместо носа) группы Молодые британские художники (YBA), стали широко известны после скандальной выставки 1997 г., организованной коллекционером Чарльзом Саатчи. В одном пространстве с Мадонной Криса Офили, акулой Дэмиена Херста, палаткой Трейси Эмин и другими не менее шокирующими работами была выставлена их «Зиготная акселерация» ( Zygotic acceleration, biogenetic, de-sublimated libidinal model,1995): обнаженные девочки-подростки в кроссовках Nike, сросшиеся между собой, с анусами и вагинами вместо ртов и пенисами между щек.

В галерею «Триумф» привезли персональную выставку вечно «молодых» британских художников: «Твой разум – это, пожирающий тебя кошмар. Теперь жри ты…». Название, отсылающее к серии офортов Франциско Гойи, не случайно. Братья Чепмен, раньше делавшие скульптуры и объекты, решили попробовать себя в живописи и графике. Конечно, и здесь не обошлось без типичного для них английского юмора в черном варианте. Они «дописали» картины неизвестных викторианских художников, превратив нарядных дам и кавалеров в фантастических чудовищ. Названия были выбраны соответствующие: «А вот и страшилище» или «Кошмарная ночь». Приемы Марселя Дюшана были недавно опробованы Чепменами на лондонской Frieze-2007, во время преформанса братья разрисовывали денежные купюры. Кроме живописных полотен на выставке представлена серия гравюр, раскрашенных вручную – «Моя большая книжка-раскраска». Чепмены в очередной раз играют с сюжетами Босха и Гойи, только если в офортах испанца оставалась недосказанность, то Джейк и Динос в этом отношении необычайно скрупулезны: все телесные недостатки и «приятные подробности» можно рассмотреть детально.


Чудесно оттянули. 2007. Х., м. 35х25.

Помимо новых работ, в залах галереи можно увидеть уже известные, нашумевшие творения семейного дуэта. Например, кишащие червями разноцветные черепа с фальшивыми ушами и клоунскими носами, сделанные для премии Тернера. Тогда в 2003 году эти работы, лаконично названные «Секс», были представлены номинантами-Чепменами вместе с бронзовой парой, занимающейся сексом в позе 69 и носившей название «Смерть». Сначала можно было подумать, что названия перепутаны. Художников, творчество которых замешено на идеях фрейдизма, интересовала неразрывная связь первого со вторым.

Кроме черепов выставлены и скульптурные группы – части инсталляции «Ад» 2004 года, первоначальный вариант которой сгорел во время пожара на складе, где хранились работы из галереи Саатчи. В Москву привезли уцелевшие подготовительные работы, поэтому борющихся между собой солдат-нацистов и мутантов, расставленных на столе, нужно рассматривать сквозь лежащую рядом лупу.

Шахматы. 2003. Тираж 7. Смешанная техника (дерево, вручную раскрашенная бронза, волосы). 90х90х27.

Подростки с гениталиями на лицах в свое время прославили братьев. Проблема акселерации и страх общества перед бурным научным прогрессом и его возможными нежелательными последствиями вроде мутаций (а чего еще ждать, если на спину мыши пришивают человеческое ухо) была многократно высмеяна Джейком и Диносом. Столько раз, что лицо с членом вместо носа и анально-вагинальной улыбкой, стало их визитной карточкой. Без них не обошлось и на выставке в «Триумфе». В отдельном зале выставлены «Шахматы» (вместо шахматных фигур – обнаженные женские) и «новый британский» Пинноккио, английское имя которого - Fuckface, было целомудренно переведено на русский как «Хлебало».

Чепмены, отрицающие существования бога, а следовательно, ада и рая, греха и покаяния, - категорий, которые до сих пор лежат в основе восприятия произведений различных видов искусства (в том числе фильмов ужасов), считают что их работы должны стать сильнодействующим средством для уставшего от бессонницы разума, вернуть зрителя к истокам, освободить его от давления морали, определяющей границы сексуальной привлекательности и уродства, - то есть, по их мнению, заставить гомерически смеяться


www.art-times.ru

Комментариев нет: